Электрическое будущее: как Казахстан развивает зарядную сеть для электромобилей
Электромобили активно завоевывают мировые рынки, и Казахстан не остался в стороне от этого тренда. Этот тип транспорта уже стал символом экологичного будущего, поддерживая движение к устойчивому развитию. Несмотря на рост рынка электромобилей в стране, ключевым вопросом остаётся темп развития зарядной инфраструктуры. Как быстро Казахстан сможет адаптироваться к требованиям новой эры транспорта? В этом материале мы рассмотрим текущее состояние, проблемы и перспективы создания сети зарядных станций в Казахстане.
Развитие электромобильного сектора в Казахстане
История роста
На середину 2024 года число электромобилей в Казахстане существенно возросло, достигнув отметки в 9906 машин, что почти втрое больше по сравнению с 3229 электромобилями годом ранее. Причинами столь быстрого роста стали растущий спрос на экологичные виды транспорта и государственные инициативы по поддержке "зелёных" технологий. Алматы (около 5000 электромобилей) и Астана (1100 машин) занимают лидирующие позиции по числу зарегистрированных электрокаров. Однако их доля на общем рынке автомобилей пока остаётся небольшой — всего 0,2%.
Правительственные шаги к электрификации
Для поддержки перехода на электромобили правительство Казахстана утвердило Дорожную карту до 2029 года, которая включает планы по созданию национальной сети зарядных станций. Власти стимулируют интерес к электромобилям освобождением владельцев от налогов и утилизационных сборов, что делает этот транспорт более доступным. Эти меры направлены на увеличение числа электрокаров и создание условий для их повсеместного использования.
Поддержка бизнеса
Государство не обошло вниманием и бизнес-сектор, предлагая выгодные условия для предпринимателей, желающих установить зарядные станции. Им доступна льготная аренда земли, а также возможность создания проектов на основе государственно-частного партнёрства, что ускоряет процесс развития инфраструктуры.
Типы зарядных станций
Медленные и быстрые станции
Станции для зарядки электромобилей делятся на медленные (AC) и быстрые (DC). Медленные станции имеют мощность от 7 до 22 кВт, и полная зарядка электромобиля на них может занять от 4 до 8 часов. Такие станции удобны для долгосрочной парковки, например, у торговых и бизнес-центров. Быстрые станции, мощность которых может достигать 350 кВт, позволяют зарядить автомобиль за 30–60 минут, что делает их идеальными для установки на трассах.
Разъёмы для зарядки
Существует несколько типов разъемов для электромобилей. Среди них наиболее распространёнными являются CCS, который подходит для большинства автомобилей европейского и американского производства, и CHAdeMO, используемый в основном на японских моделях. Tesla имеет свои станции Supercharger, для подключения к которым требуются специальные адаптеры.
Текущее состояние зарядной инфраструктуры
Алматы и Астана как лидеры
Самое большое число зарядных станций находится в Алматы и Астане — в каждом из этих городов установлено более 100 станций. Они расположены на парковках крупных торговых центров, бизнес-центров и вдоль основных дорог. В Алматы зарядные станции доступны в ТРЦ", а в Астане они расположены в деловом центре города.
Проблемы в регионах
За пределами Алматы и Астаны зарядная инфраструктура остаётся недостаточно развитой. В таких регионах, как Павлодар и Актау, действует всего одна станция, что создаёт серьёзные трудности для владельцев электромобилей при дальних поездках.
Зарядные станции на трассах
Страна делает шаги в развитии зарядной инфраструктуры вдоль главных автодорог, таких как трасса Алматы — Астана, где уже установлены несколько станций. Однако в других частях Казахстана сеть зарядных станций нуждается в значительном расширении.
Сколько стоит зарядка электромобиля?
Цены на зарядку
Стоимость зарядки электромобиля варьируется в зависимости от типа станции. На медленных станциях цена составляет от 60 до 80 тенге за кВт⋅ч, в то время как зарядка на быстрых станциях может стоить 80–100 тенге за кВт⋅ч. Например, полная зарядка батареи на 60 кВт⋅ч обойдётся водителю от 3600 до 6000 тенге.
Бесплатные зарядные станции
Некоторые торговые центры в Алматы, предоставляют клиентам бесплатные зарядные станции. Однако такие предложения обычно ограничены по времени и требуют выполнения определённых условий, таких как оплата парковки.
Путешествия на электромобиле по Казахстану
Путешествия по Казахстану на электромобиле зависят от доступности зарядных станций. На трассе между Алматы и Астаной проблем с зарядкой нет, но в других регионах поездки требуют тщательной подготовки из-за нехватки зарядных пунктов.
Международные поездки
Поездки за границу, например, в Россию или Узбекистан, на электромобиле усложнены ещё больше. Несмотря на то, что в некоторых соседних странах сеть зарядных станций развита лучше, планирование маршрута с учётом зарядной инфраструктуры необходимо делать заранее.
Советы для путешественников
Перед поездкой на электромобиле рекомендуется использовать мобильные приложения для поиска зарядных станций, такие как PlugShare или ChargePoint, которые помогут найти ближайшие станции и проверить их доступность.
Помимо этого рекомендуем не забыть про международные водительские права. Международное водительское удоствоерение понадобится вам для управления авто за рубежом. Чтобы оформить МВУ, нужно обратиться в IDA.
Технические советы для владельцев электромобилей
Как зарядить электромобиль оптимально
Лучшее время для зарядки — ночью, когда можно воспользоваться медленными станциями и сэкономить средства. Для дальних поездок разумнее выбирать быстрые станции, чтобы минимизировать время на остановки.
Как продлить срок службы батареи
Частые полные зарядки до 100% и разряд до 0% могут сократить срок службы батареи. Рекомендуется поддерживать заряд на уровне 80% для ежедневных поездок, что продлит срок службы аккумулятора.
Перспективы зарядной инфраструктуры в Казахстане
Планы на будущее
К 2030 году в Казахстане планируется значительно увеличить количество зарядных станций до 8000 единиц, что существенно улучшит доступность зарядки по всей стране и упростит поездки на электромобилях.
Локальное производство оборудования
Развитие местного производства зарядных устройств позволит снизить затраты и ускорить процесс установки станций даже в отдалённых регионах.
С каждым годом Казахстан всё активнее развивает зарядную инфраструктуру для электромобилей. Хотя ещё предстоит преодолеть многие трудности, направление выбрано верное. Развитие сети зарядных станций и внедрение новых технологий постепенно делают электромобили удобным и экологически чистым транспортом будущего.
Присоединяйся к International Drivers Association вместе с:
Видео о МВУ:
-
Аренда Авто в агентстве EUROPCAR ОАЭ
-
Аренда Авто в агентстве AVIS ОАЭ
-
Аренда Авто в агентстве GG RentCar ОАЭ